САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время развертывается достаточно широкая полемика по поводу саморегулирования в здравоохранении. Явных противников этого пока не обнаруживается. Однако среди сторонников наблюдается отсутствие единства и даже серьезное идеологическое противоборство.
Можно выделить несколько аспектов проблемы.
Первый — непонимание сути саморегулирования. Саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п.1 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» — далее ЗоСРО).
Иными словами, вопрос о создании саморегулируемой организации инициируется самими субъектами соответствующей деятельности. Не кто- то решает, создавать или не создавать такую организацию, разрабатывать и устанавливать в ней стандарты и правила осуществляемой деятельности или нет, контролировать ли их соблюдение ее членами или нет, а это делают сами ее участники — учредители и те, кто вступил позднее. Каждый решает своей волей и в своем интересе (п.1 ст. 1 ГК РФ).
Это означает, прежде всего, что вся страна должна покрыться сетью само- регулируемых организаций прежде, чем может быть создана централизующая и объединяющая их структура — когда и если она им понадобится. Соответственно, если централизующая структура субъектам саморегулирования ни к чему, они ее и не создают. Если же помимо них создается некая организация, притязающая на роль структуры, централизующей саморегулируемые организации, а им она не нужна, эта структура так и остается невостребованной — если им понадобится подобная структура, они создадут ее сами. Для развития саморегулирования это принципиально важно, поскольку выхолостить идею можно легко, просто следуя традициям советской кампанейщины.
Саморегулирование — это средство согласования интересов между государством, исполнителем услуг и потребителем. Государство вмешивается в процесс оказания услуг только тогда, когда исполнитель и потребитель не могут договориться между собой о качестве или других аспектах оказывае исполнителя условия, при которых сохраняется безопасность услуги для потребителя.
Принципиальное различие между развитием саморегулирования на Западе и в России состоит в том, что у нас развитие саморегулирования идет в условиях полного государственного регулирования, в то время как в других странах саморегулирование развивалось там, где отсутствовало государственное регулирование.
Общие требования к саморегулируемым организациям:
• Единство, однородность саморегулируемой среды.«Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» (п.1 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»).
• Объединение по профессиональному или предпринимательскому признаку. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»).
Законом о саморегулировании определены основные отличительные признаки СРО:
1) принцип достаточного представительства субъектов предпринимательской (не менее 25) или профессиональной деятельности (не менее 100);
2) наличие стандартов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности, обязательных для соблюдения членами СРО, и контроль за их исполнением членами саморегулируемой организации;
3) создание механизмов внесудебного разрешения споров между членами СРО и между членами СРО и потребителями товаров (работ, услуг);
4) создание механизмов ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам.

С учетом перечисленных отличительных признаков, участники СРО делегируют ей следующие функции:
• Выработка стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности.
• Выработка санкций за нарушение стандартов и правил.
• Мониторинг и контроль за соблюдением стандартов и правил.
• Применение санкций в случае обнаружения нарушения стандартов и правил.
• Разработка и реализация процедуры внесудебного разрешения спорных вопросов (как между членами организации, так и организацией и ее членами).
• Рассмотрение жалоб на деятельность членов организации (на нарушение ими правил организации).
• Внесудебное разрешение споров (прежде всего потребителей) с членами организации и компенсация вреда, причиненного вследствие неправомерной деятельности члена СРО по отношению к третьим лицам.
Преимущества саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству определяются следующим образом:
• саморегулирование является гибким средством продвижения «лучшей практики» в отрасли, а не просто минимального соответствия законодательным требованиям;
• кодексы поведения создаются самой отраслью и ориентированы на решение специфических проблем отрасли;
• саморегулирование предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием, что на конкурентном рынке означает более низкие цены для потребителей;
•саморегулирование не предполагает затрат со стороны правительства и, соответственно, дополнительных затрат для общества;
• быстрая и дешевая процедура разрешения споров имеет положительный эффект как для потребителей, так и для бизнеса по сравнению с большими издержками и длительными сроками использования юридических процедур.

Саморегулирование осуществляется через создание организации, которая выполняет функции контролера и функции центрального агента, с которым заключают контракты участники организации.
Саморегулирование создает предпосылки для решения двух основных задач:
1. Формирования института квалифицированного системного оппонирования и механизма консультаций с организованными представителями интересов предпринимательского и профессионального сообщества, повышения прозрачности отношений государства и бизнеса.
2. Сужения широкого поля для усмотрения чиновников, сокращения бюрократических барьеров и устранения коррупциогенных факторов.

Общий функционал стандартов саморегулируемой организации достаточно широк. Их — не в закрытом, исчерпывающем перечне — можно, на наш взгляд, разделить на 9 основных групп.
3. Первая группа — это правила вступления в СРО: квалификационные (по секциям), финансовые и процедурные требования.
4. Вторая группа — это правила выхода из СРО: основания, финансовые и процедурные требования.
5. Третья группа — это правила пребывания в СРО: финансовые и дисциплинарные правила членства, правила самоуправления в СРО.
6. Четвертая группа — это правила карьерного роста членов СРО в СРО: замещения высших и выборных должностей, должностей в администрации СРО.
7. Пятая группа — это правила поддержки СРО своих членов: корпоративной, политической, материальной.
8. Шестая группа — это правила деятельности членов СРО: профессии (проф-стандарты), предоставления информации (информ-стандарты), обслуживания (сервис-стандарты), расчетов (эккаунт-стандарты), безопасности (сейф-стандарты), разрешения конфликтов (конфликт-стандарты).
9. Седьмая группа — это правила контроля СРО за соблюдением правил пребывания в СРО: финансовых, дисциплинарных, внутриорганизационно- го самоуправления.
10. Восьмая группа — это правила контроля СРО за соблюдением правил деятельности членов СРО: проф-, информ-, сервис-, эккаунт-, конфликт- стандартов.
11. Наконец, девятая группа — это правила наложения взысканий и поощрений СРО на своих членов: установления оснований и наложения взысканий, установления оснований и наложения поощрений, награждения членов СРО знаками отличия СРО.
12. Перечень возможных правил и стандартов СРО может дополняться по мере возникновения необходимости.

На настоящий момент именно предпринимательское сообщество созрело для объединения в саморегулируемые организации. Они идут на это сознательно и понимают, какие преимущества дает им это объединение-защита интересов предпринимателей путём формирования нормативно-правовых требований к осуществлению медицинской деятельности в виде стандартов и правил, адекватных реалиям рынка медицинских услуг и являющихся юридическим документом.
• внутренний медико-правовой минимум для руководителей частных организаций
• помощь в решении внутренних и внешних проблем (власть, пациенты, сотрудники)
• развитие деловых контактов в области оказания медицинских услуг
• лоббирование интересов предпринимателей в органах власти, как на исполнительном, так и законодательном уровнях
• заключение соглашений с органами власти по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности
• отстаивание интересов предпринимателей путем участия в общественных советах, создаваемых органами власти (Росздравнадзор, ФАС, Мэрия, Роспотребнадзор)
Отличительными чертами саморегулирования являются оперативность, компетентность и профессионализм. Оперативное изменение нормативно-правовой базы с учетом развития медицинской науки и рынка медицинских услуг способствует развитию медицины.
Преимущества СРО для государства.
Саморегулирование позволяет экономить ресурсы государства и проводить политику государственного регулирования за счет ресурсов участников рынка, мобилизации предпринимательского сообщества в интересах добросовестных участников рынка и в соответствии с поставленными государством целями.
Саморегулирование повышает качество госрегулирования и качество управления, организацию деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, государство распространяет регулирование на деятельность (и ее результаты) участников рынка, которые не поддаются регулированию, в частности через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, научно-техническую политику и другие механизмы, а также осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка в их же интересах
Что даёт СРО пациенту?
• Повышение юридических гарантий безопасности медицинских услуг для пациента.
• Возможность досудебного разрешения споров в дисциплинарном комитете СРО.
• Наличие компенсационного фонда СРО гарантирует пациенту возмещение понесенных убытков при оказании услуг ненадлежащего качества.

С.В.Лазарев, исполнительный директор СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров»

http://www.sroperm.ru/component/k2/item/13-samoregulirovanie-v-zdravookhranenii-vozmozhnosti-i-razvitie-gosudarstvennogo-kontrolya.html